Вернуться на сайт Вернуться на сайт НПО "Монтессори"

Архив статей по Монтессори-педагогике

1. В чем суть системы Монтессори? (Журнал "Дети" №10(10) 2003-2004г.)

2. Развиваемся вместе с Монтессори (Журнал "Дети" №6(16) 2004г.)

3. Монтессори? Да знаем мы эту систему... (Журнал "Дети" №8(18) 2004г.)

4. СЧАСТЛИВЫЙ ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ или развиваемся вместе с Монтессори
(Журнал "Дети" №6(26) 2005г.)

5. Дети Монтессори. (Наталья Полякова).

6. Эксперимент завершается успешно.
В России возрождается обучение по методике Марии Монтессори. (Евгения Харламова).

7. НОВОЕ. Я, КАК ПАПА, - С МОЛОТКОМ... (Инна Маматова).

8. Страна непуганых детей. (Татьяна Яковлева-Устинова).


1. В чем суть системы Монтессори?
(Журнал "Дети" №10(10) 2003-2004г.)

Это система свободного воспитания. Но сразу стоит оговориться, потому что традиционно под свободой понимают анархию. А свобода это другое. Это то, что Мария Монтессори называла "свобода в дисциплине". Где же сходятся, казалось бы, две противоположности: свобода и дисциплина? Основные периоды особого интереса к чему-либо у ребенка проходят до шести лет. Период особого интереса к порядку и постоянству длится от о до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания в среднем около 2-2,5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. М. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром". У ребенка изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок.

Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.

Происходит это обычным путем, в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок будет развит на столько, на сколько была упорядочена его окружающая среда в возрасте от 0 до 3-х лет. Ребенку необходим порядок в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.

Необходимо реализовать окружающую его среду (предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте на специальных полках. Создается своеобразная "подготовленная среда" (аналогично той, которая создана в нашем центре).

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте

(даже если вечером они были разбросаны). В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому и помочь ему в этом могут родители, поддерживая порядок вокруг него. Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. Необходимо, чтобы режим дня устраивал всех и ребенка и родителей. Индивидуальный режим ребенка необходимо поддерживать на втором и третьем годе жизни. Собственный ритм дня это "внутренние часы" великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Для ребенка от 0 до 3-х наиболее важно прочувствовать порядок в поведении взрослых по отношению к нему. Сложившийся у него к трем годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Поэтому система Монтессори еще и оздоровительная. Если мы успеем в этот период дать возможность ребенку реализовать его потребности в порядке, то у него на всю жизнь останется желание организовать свою деятельность, достичь цели, найти путь к этой цели.

Основное правило в группе "Вместе с мамой" - свобода ребенка! Приходя в класс, он сам выбирает вид деятельности (дидактические материалы, рисование, книжки, игры с водой и т.д.), выбирает время, место, партнера. Вот свобода выбора. Но она не абсолютна. Ребенок знает, что существуют ограничения и правила, которые он очень быстро усваивает.

Большинство родителей хотят реализовать в ребенке свои нереализованные мечты. А ребенок индивидуален. И тот выбор, который он делает, не случаен. Он соответствует той программе саморазвития, которая в нем заложена от рождения. Ничего не надо навязывать ребенку, надо лишь наблюдать и помогать раскрыться тем талантам и наклонностям, которые заложены природой. Отсюда и девиз системы Монтессори - Помоги мне это сделать самому!

  Наверх страницы • Наверх страницы  

2. Развиваемся вместе с Монтессори
(Журнал "Дети" №6(16) 2004г.)

Когда в семье появляется малыш, так хочется дать ему все самое лучшее. Молодые мамы с завидным рвением изучают новомодные методики раннего развития, скупают книжные новинки и тщательно изучают публикации по детской психологии. Но все это замечательно, если вы успели качественно подготовиться к рождению ребенка.

Изучить всю необходимую информацию, подготовить соответствующий материал, ведь почти все методики требуют дополнительных усилий в виде изготовления карточек, склейки кубиков или еще лучше - покупки специальных пособий. Но в реальной жизни все происходит с точностью до наоборот... Родители узнают о теориях раннего развития уже после рождения малыша, и пока изучают специальную литературу и готовят нужный для занятий материал, дети успевают значительно подрасти, и получается, что применять какую-либо методику уже поздновато... Еще одна всеобщая проблема - вечная нехватка времени не то, что на изготовление пособий, но и на занятия с малышом дома. К тому же современные развивающие игрушки довольно дорого стоят и не все молодые семьи могут себе их позволить приобрести. Но при всем при этом, ребенка очень хочется развивать, очень хочется помочь ему открыть в себе таланты и способности. Как же справиться с нехваткой времени и средств? Разумный выход - записаться в группу "Вместе с мамой", занятия в которой проводятся по системе Монтессори.

Как же проводятся сами занятия?

Дети приходят в детский сад вместе с мамами или папами. Все усаживаются в круг и приветствуют друг друга, при этом вместе поют под музыку. Таким же образом и заканчивается занятие. Оборудованный Монтессори-материалами класс разделен на зоны деятельности: развитие крупной моторики, упражнения в установлении причинно-следственных связей, сенсорное развитие, мелкая моторика, упражнения с водой, зона продуктивной и изодеятельности, развитие речи. Малыш сам выбирает, чем ему хочется заняться, во что поиграть. При этом маленький исследователь получает представления об окружающем мире, форме и цвете, весе и высоте... А главное такие занятия развивают ребенка, его логическое мышление, способности, самостоятельность.

Что происходит в это время с родителями?

Когда мамы и папы приходят с малышом в первый раз, их ждет не меньше сюрпризов, чем их карапуза.

Во-первых, многие делают для себя настоящее открытие - как нужно играть с ребенком, чтобы надолго увлечь его. К тому же оказывается, что малыш на многое способен и дорос до многих игрушек, что в домашних условиях было незаметно. И самое интересное: вы добросовестно занимаетесь со своим ребенком целых полтора часа. Ведь вас не отвлекают ни домашние дела, ни телефонные звонки, ни телепередачи! Занятия в группе Монтессори помогают лучше понять своего малыша, установить с ним контакт и взаимопонимание. Для этого даже проводятся специальные семинары для мам! Еще "Монтессори -центр" помогает решить проблему недостатка общения малыша с другими детьми. Ведь очень часто малыш чуть ли не до школьного возраста общается в основном с родственниками. А контакты со сверстниками просто необходимы, ведь ребенку с раннего возраста нужно учиться находить общий язык с другими людьми, уметь делиться, приходить на помощь. А совместные детские игры дают мощный толчок в развитии, т.к. дети учатся друг у друга. Монтессори группу посещают дети разных возрастов (от 8 месяцев до трех лет). Это создает особенную социальную среду - ребенок перенимает навыки старших детей, учится не обижать младших. Девиз методики Монтессори: "Помоги мне сделать это самому!" И главная задача учителей и родителей - помочь ребенку найти свою собственную индивидуальность! Все мы хотим видеть наших детей счастливыми, умными, самостоятельными, коммуникабельными, умеющими легко сходиться с людьми и адаптироваться к жизни в обществе. Сделайте жизнь своего ребенка интересной, разнообразной и насыщенной! А занятия в группе "Вместе с мамой" помогут вам в этом!

  Наверх страницы • Наверх страницы  

3. Монтессори? Да знаем мы эту систему...
(Журнал "Дети" №8(18) 2004г.)

Начало 90-х годов явило нам возрождение системы Марии Монтессори в России. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей. Но до сих пор существуют заблуждения по поводу этой уникальной системы.

Остановимся на 5-ти особенно устойчивых.

1-е заблуждение. Эта система годится только для детей с особенностями развития.

Базируется это заблуждение на том факте, что первоначально М. Монтессори действительно работала с детьми с отставанием в развитии. Использовала она сенсорные материалы известного в то время врача психиатра Э. Сегена. Исследовала и применила на практике его методы работы с детьми, творчески их переработав. Много материалов придумала сама. В результате стала формироваться система, позволяющая ребёнку развиваться в присущем ему темпе.

Особые методические приёмы позволяли даже таким детям чувствовать себя успешными и уверенными в своих силах.

А, когда они показали результаты, сравнимые с результатами детей обычных школ, это навело Марию Монтессори на мысль о том, что система универсальна, т.е. она действует эффективно независимо от того, быстро ребёнок развивается или медленно.

Именно в это время она знакомится с фабрикантом Э. Таламо, который финансирует создание школы нового типа. Это не было актом благотворительности богатого человека. Фабрикант был заинтересован в обучении своих будущих рабочих. А эта новая система обучения позволяла надеяться на высокий уровень знаний и, что самое главное, на умение будущих специалистов действовать и мыслить самостоятельно.

Мария реализует свои идеи на этой уникальной экспериментальной площадке.

Её система свободного воспитания и развития ребёнка становится одной из самых популярных в мире. Система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка.

И не важно талантливый ли это ребёнок, ребёнок обычных способностей или ребёнок с особенностями развития.

2-е заблуждение. Это молчаливая методика.

Одно из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М. Монтессори действительно сформулировала так: "Веди счёт словам своим". Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.

Такой пример: когда дети играют в песочнице и рассыпают песок на пол, педагог берёт щётку и совок и подметает пол. Если ребёнок испугался, ему спокойно говорят: "Не беда, пол можно подмести. Посмотри, как я это делаю". Через какое-то время ребёнок в подобной ситуации сам берёт совок со щёткой и подметает пол.

Есть ещё очень важный момент в самостоятельной работе или игре ребёнка — это момент концентрации внимания.

В этот момент даже слова похвалы могут разрушить это очень важное для ребёнка состояние. Дети 3-х — 6-ти лет в школе Монтессори сами ощущают важность этого момента. Даже, если они наблюдают за работой другого ребёнка, они делают это молча.

Что же касается развития речи, то системой предусмотрены особые упражнения, предназначенные для формирования грамотной и связной речи. А старшие дети получают уникальный опыт публичных выступлений, делая сообщение или доклад на заинтересовавшую их тему перед группой детей.

Нужно сказать, что большинство детей в школе Монтессори обычно рано начинают читать.

Но, самое главное, они понимают, зачем им нужно чтение и сохраняют любовь к нему навсегда.

3-е заблуждение. Дети так много знают и умеют, что им не интересно в обычной школе.

В самом деле выпускники школы Монтессори большие эрудиты. Их интересы многообразны: от строения человека до теории возникновения вселенной. Многие умеют складывать 4-х значные числа, знают таблицу умножения, возводят числа в квадрат, говорят и читают по-английски и ещё много всего.

Понятно, что эти дети идут в престижные школы. Родителям можно посоветовать только одно — искать не школу, а учителя. А, поскольку, родители за 3-4 года посещения школы Монтессори уже представляют, какого учителя они хотели бы для своего ребёнка, ошибки очень редки. Именно такой учитель сделает этого ребёнка своим помощником.

Ведь дети Монтессори могут организовать не только свою деятельность, но и помочь в этом другим. У них есть опыт оказания помощи малышам и друг другу, они терпеливы и доброжелательны.

Они знают, что ошибка позитивна, и, поэтому, терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться.

4-е заблуждение. Занятия в классе Монтессори утомляют ребёнка.

Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от привычного

школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь лёгкие столы, которые могут перенести два ребёнка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы Монтессори — то, с чем работают дети во время занятий.

Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лёжа.

Свободно передвигаясь по классу, ребёнок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы.

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты "закутке" с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою.

Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда.

5-е заблуждение. Если ребёнок в школе Монтессори делает всё, что ему нравится, он не сможет подчиняться правилам обычной школы.

Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность,

а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные студенты Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться.

Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно.

Ребёнок обходит коврики, на которых работают другие дети, чтобы не разрушить только что возведённую башню или не перемешать буквы в выложенном на коврике слове. И у него появляется уверенность, что и его работу не сломают, не испортят. Что ж, очень понятное правило.

Другое правило: разговаривать в классе во время работы тихо. Тогда всем будет слышно, и никто никому не будет мешать.

Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.

Уже сейчас есть общеобразовательные школы, где учителя знают не понаслышке, а на собственном опыте убедились в необыкновенной работоспособности, самостоятельности и ответственности этих детей. И, конечно же, ждут их.

  Наверх страницы • Наверх страницы  

4. СЧАСТЛИВЫЙ ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
или развиваемся вместе с Монтессори
(Журнал "Дети" №6(26) 2005г.)

В последнее время появилось столько различных методик раннего развития, книжных пособий, развивающих центров, развивающих игр и игрушек (часто очень дорогостоящих), что у родителей голова кругом идет: мамы думают, куда отдать ребенка и что приобрести для его развития, ну а папы - как на все это заработать?

Многие начинают развивать малыша еще до его рождения. И все это хорошо, только как разобраться, насколько хороша и безопасна та или иная методика? Критерии просты: если ребенку нравится заниматься, если он постоянно узнает что-то новое, делает свои открытия и становится все более любознательным, стремится познавать мир дальше - значит методика выбрана верно. Методика-то выбрана, а вот необходимые развивающие игры и игрушки стоят достаточно дорого,

да и найти время для занятий с ребенком в домашней суете не так-то просто. Что делать? Разумное решение - записаться в группу "Вместе с мамой", где занятия проводятся по системе Монтессори.

В каком возрасте можно начинать занятия? В группу принимают детей от 8-ми месяцев до 3-х лет. Разновозрастные группы - особенность развивающих занятий по системе Монтессори. Это дает возможность младшим детям учиться, наблюдая за старшими, а старшие учатся внимательно и заботливо относиться к малышам.

Чем занимаются в группах "Вместе с мамой" и как проходят занятия? Дети приходят на занятия вместе с мамами, ведь мама - самый близкий и значимый человек для ребенка, особенно в этом возрасте. Общение с мамой необходимо малышу как воздух. Из ее уст он лучше всего воспринимает и усваивает информацию об окружающем мире, потому что, каким бы хорошим и интересным не был другой взрослый (даже если это опытный педагог-профессионал), он для ребенка - чужой.

Занятия проводятся три раза в неделю по полтора часа в классе оборудованном настоящими Монтессори - материалами и разделенном на семь зон деятельности: зона игр с водой, зона продуктивной и изодеятельности, развития

мелкой моторики, развития речи, сенсорного развития, причинно-следственных связей, развития крупной моторики (двигательная). Ребенок сам выбирает, какое занятие ему по душе, что ему необходимо в данный момент - это главное правило группы. Он в своей собственной деятельности получает представления об окружающем мире, причинно-следственных связях, форме, весе, размере, цвете. Таким образом, малыш развивается, раскрываются его таланты и способности, развивается логическое мышление, он становится более самостоятельным. Самое главное, что происходит все это непринужденно, поэтому у малыша не только не снижается (что частенько бывает на неправильно организованных развивающих занятиях), но повышается мотивация к познавательной деятельности.

Для родителей проводятся обучающие семинары. Посещая "Монтессори - центр", мамы помогают малышу решить коммуникативные проблемы, ведь здесь он получает разностороннее общение (с родителями, другими взрослыми и, что немаловажно, со сверстниками). А совместные праздники с играми и кукольными спектаклями, проводимые в помещении детского сада и на природе, помимо теплого дружеского общения, дарят и детям и взрослым радость и ощущение полноты жизни.

Сделайте жизнь своего ребенка яркой, радостной и насыщенной, позвольте ему самому выбирать занятие себе по душе, и вы станете свидетелями того, как успешно развивается ваш юный исследователь! Занятия в группе "Вместе с мамой" помогут вам в этом. Для все еще сомневающихся проводится бесплатное пробное занятие, где можно посмотреть, чем занимаются другие дети, и попробовать самим.

  Наверх страницы • Наверх страницы  

5. Дети Монтессори.

В Англии из всех базовых школ для детей 4 - 12 лет 20 процентов составляют Монтессори - школы. В Голландии - 40 процентов. В США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет. В России система, созданная итальянским педагогом Марией Монтессори, была в 1926 году запрещена и забыта почти на семьдесят лет. Между тем именно эта педагогическая система способна воспитать людей новой экономической формации: ответственных, независимых, уверенных в себе.

Моему трехлетнему сыну повезло: он не знает, что такое советская педагогика, основанная на принципах равенства и коллективизма. Зато он имеет родителей, изо всех сил желающих свое дитя от этих принципов оградить.

Знакомство с системой Монтессори началось с методичек, слухов и рекомендаций. Поиски "идеального детского сада" привели нас в "Аленький цветочек", детский комбинат № 432 Нижегородского района, где в 1993 году была создана первая в городе группа Монтессори. В прошлом году первые ее выпускники пошли в школу, и уже есть возможность сравнивать "детей Монтессори" с обычными первоклашками. Кроме конкретных знаний - умения читать, писать и совершать сложные математические действия - их отличает от сверстников хорошо развитая речь, коммуникабельность и невиданная для дошкольников самостоятельность.

"Помоги мне сделать это самому" - вот девиз образования по системе Монтессори. Для реализации его необходимо несколько условий, которые в "Аленьком цветочке" созданы и эффективно работают.

Первое условие - организованная среда. Группа не похожа на обычную детсадовскую комнату с игрушками. Помещение поделено на зоны - практическую, учебную, зону сенсорного развития. Пока младшие учатся стирать, гладить, готовить еду в "практической", старшие дети в учебной зоне постигают основы мироздания, математику, русский и английский языки. Монтессори - педагогика предполагает развитие детей в разновозрастных группах, и только на время занятий детишки разбиваются на подгруппы по 8 - 10 человек.

Второе условие - это материалы Монтессори. Взрослые давно заметили, что детей больше интересуют не игрушки, а обыденные бытовые предметы: кастрюльки, бусины, палочки. На основе этого наблюдения Марией Монтессори были созданы ее знаменитые "Розовая башня", "Золотой математический материал", "Вкусовые банки", "Биологический комод" и еще сотни других развивающих "игрушек", с помощью которых дети изучают основы наук и обостряют свое зрение, слух, осязание.

Третье, очень важное условие - это специально подготовленные педагоги. В системе Монтессори воспитателю (или учителю, как его здесь называют) отводится особая роль. Он не центр учебного процесса, как в традиционной школе, - в его задачи входит лишь научить ребенка работать с материалами, уметь ответить на вопросы и следить за развитием каждого ребенка.

Занятия начинаются с общего круга. Затем каждый выбирает себе учебный материал и работает самостоятельно, в удобном ему темпе. Каждое задание содержит "контроль над ошибками", с помощью которого ребенок может проверить себя сам, не прибегая к помощи учителя. Взрослые, наблюдавшие за работой детей в Монтессори - группах, отмечают, что малыши так хорошо организуют свою деятельность, что бывают очень недовольны, когда старшие предлагают им помощь или пристают с "глупыми вопросами".

Ребенок, выходящий из стен Монтессори-школы в семь лет, помимо общеобразовательных знаний владеет еще умениями, за которые его обязательно оценят во взрослой жизни. Первое - умение делать выбор и принимать решения. Второе - умение быть ответственным за эти решения, за себя и свои поступки. И, наконец, третье - умение быть автономным. Это то, чем в очень малой степени владели советские граждане. Способность "не сбиваться в кучу", не рассматривать коллектив как единственный способ выживания, - естественная черта воспитанников Монтессори - группы, где основная ставка делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка.

Мой трехлетний сын точно знает, что осенью он идет в детский сад, в группу Монтессори. Пока он плохо представляет, что это такое, доверившись выбору своих требовательных родителей. А родительская "корысть" проста: если его к школе выучат грамоте, математике, основам английского и культуре тела, это уже повод для знакомства с этим детским учреждением. А если еще помогут воспитать в нем самостоятельную, организованную личность, рассматривая мое любимое дитя как "единственное и неповторимое", то программу - максимум для детского сада можно будет считать выполненной.

Детский комбинат № 432 "Аленький цветочек" Нижегородского района.

Зав. детским садом - Иванова Людмила Николаевна.

Наталья Полякова.

  Наверх страницы • Наверх страницы  

6. Эксперимент завершается успешно.
В России возрождается обучение по методике Марии Монтессори.

В советское время, подавляющее большинство родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений, слепо подчиняясь "выверенной" верхами педагогической программе, как дважды два знали, в какие игры и в каком возрасте должны играть дети, чему и когда их нужно учить и сколько на это должно уходить времени.

Если ребенок по каким-либо причинам не вписывался в установленные взрослыми календарные рамки, начинались активные посещения врачей-специалистов и как результат ребенку присваивалось звание "умственно отсталого". Родители похитрее старались обойтись своими силами. Понимали, что "добрый и внимательный" доктор может, чего доброго, и диагноз поставить, а тогда - прощай нормальная школа. Родители начинали пичкать свое бедное дитя знаниями по интенсивной программе и сверх всякой меры, дабы к школе оно хоть чего-то нахваталось и никто из школьных преподавателей не узнал их страшной тайны.

В школе не лучше. Те из учеников, что посметливее, что готовы идти впереди программы, вынуждены сидеть и ждать, пока учитель растолкует материал тем, кто не слишком быстро усваивает знания. В итоге интерес к учебе пропадает, начинаются неприготовленные уроки, прогулы. И вот способный, умный ребенок постепенно сползает на тройки, а то и хуже.

Подобные проблемы практически отсутствуют в школах и детских садах, применяющих методику Монтессори. Мария Монтессори (1870 - 1952) - выдающийся итальянский педагог и психолог - в начале века разработала свою систему преподавания. Изначально эта система предназначалась для детей с отклонениями в умственном развитии. Позднее Мария Монтессори стала применять ее для обучения всех детей, независимо от их способностей.

Школы Монтессори популярны во всем мире, во Франции они считаются элитарными. Эти школы существовали и в России (в начале века), но в середине 1920-х гг. по решению Государственного ученого совета их закрыли как развивающие индивидуалистические наклонности, чуждые социалистическому сознанию.

Возрождение методики Монтессори в России началось в начале 1990-х гг. усилиями журналиста и педагога Елены Хилтунен. Это она в 1991 г. привезла из Голландии первые дидактические материалы по методике и идею возродить в нашей стране эту систему.

Методика Монтессори заключается прежде всего в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное - по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому - со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами.

В садик (и начальную школу) Монтессори принимают с 2,5 - 3 лет, обучение продолжается до четвертого класса, причем ребенок сам выбирает, чем он сейчас будет заниматься, что ему в настоящее время наиболее интересно. "Нет области знаний, недоступной пониманию ребенка", - считают педагоги, работающие по методике Монтессори. Главное, чтобы дети самостоятельно выбирали, что им изучать посредством книг и наглядных пособий, и чтобы учитель был для них не диктатором, а помощником и советчиком.

Дети, пришедшие в школу Монтесорри, постепенно чем-то увлекаются и включаются в работу, которая завершается, как правило, докладом. За неделю ученики успевают сделать 4 - 5 докладов на интересующие их темы. Примечательно, что метод преподавания исключает "зацикливание" ребенка на одной области. Педагог ненавязчиво расширяет круг интересов своих воспитанников. Он рекомендует все новую и новую литературу, с которой ребенок учится самостоятельно работать. Понятие "свободное воспитание", которое некоторые родители толкуют как распущенность и вседозволенность, в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.

В настоящее время школы и детские сады Монтессори существуют в 68 регионах России. Только в Москве насчитывается более 50 детских садов, где работают подобные группы. Несмотря на то, что ребенок может быть принят в садик или школу Монтессори в любом возрасте и с любым уровнем подготовки, председатель Общероссийского профессионального союза Ассоциации Монтессори-педагогов России Елена Апраксина считает, что наиболее полноценное образование и воспитание получает ребенок, поступивший в садик Монтессори в 3-летнем возрасте и впоследствии продолживший обучение в такой же школе.

Общероссийский профессиональный союз Ассоциации Монтессори - педагогов России проводит регулярные семинары и "круглые столы" для педагогов и родителей. Он снабжает их необходимыми дидактическими материалами и литературой. Кстати, о пособиях и дидактических материалах: закупаются они в Голландии, Италии и Германии. Поскольку некоторые из них непригодны для российских ребятишек, НПО "Монтессори" (г. Омск) наладило выпуск адаптированных аналогов. Качество не уступает зарубежному, цена - в 2,5 раза ниже, и ребятишки охотно работают с ними.

Сегодня в России действуют только садики и начальные школы Монтессори. Средних школ Монтессори еще нет. Но это - вопрос времени. Пока же можно сказать, что эксперимент по внедрению методики Монтессори в России проходит вполне успешно.

Евгения Харламова.

  Наверх страницы • Наверх страницы  

7. НОВОЕ. Я, КАК ПАПА, - С МОЛОТКОМ...

Суровая реальность сегодняшней жизни негативно сказывается на воспитании наших детей. Родители, поглощенные лишь одной заботой - обеспечить ребенка материально, нередко забывают, а порой не имеют времени и возможности подумать о его развитии и становлении как человека. И вот здесь вашему малолетнему ребенку поможет воспитатель детского сада. При выборе такого заведения я хотела бы обратить внимание родителей на сад №1 "Радость", расположенный по ул. Киевской, 3. (г. Рубцовск)

На первый взгляд это дошкольное учреждение не представляет собою ничего особенного. Построен садик по типовому проекту. Условия содержания детей - тоже на общегородском уровне. Правда, заболеваемость ребятишек здесь низкая. Это, безусловно, очень важная, но не главная причина, по которой заинтересовал меня детский сад №1.

Войдя в игровую комнату, где проводили свой "досуг" трехлетние малыши, я опешила от неожиданности. Толстенький карапуз сосредоточенно забивал деревянным молотком гвозди (настоящие) в пенопластовый брусок, и ни разу молоток не угодил по пальчику. Рядом малышка старательно чистила бесцветным кремом туфельки. Вторая пересыпала горох из одной плошки в другую, а вот на пол ни одна горошина не упала.

- А что делаешь ты? - обратилась я с вопросом к девочке, которая вылавливала ложкой из кувшина с водой разноцветные шарики.

- Я, как мама, достаю пельмени, - ответила крошка.

Одна из воспитанниц складывала на ковре ступеньки из красных брусочков, подбирая их по размеру.

Другие ребятишки были заняты уборкой жилой комнаты, стиркой в импровизированном дворике дома, чаепитием у настоящего самовара, с настоящим чаем и печеньем. Дети не ссорились, не отбирали игрушки друг у друга, лишь изредка обращались за помощью к воспитательнице.

Что же за необычную группу увидела я в детском саду "Радость"?

Заведующая детсадом Т. Никулина и методист Л. Митина объяснили, что занятия детей в игровой комнате - это лишь пятая часть программы, по которой ведется обучение ребятишек. Полное название ее: "Экспериментальная программа для дошкольного учреждения с элементами Монтессори-педагогики".

Мария Монтессори - известный педагог и врач конца ХIХ - начала ХХ века. Работа по ее системе заключается в развитии технического, сенсорного и интеллектуального уровней ребенка. Обучаясь по этой программе, малыши приобретают практические, жизненные навыки. Различные упражнения направлены на развитие родного языка, математических представлений, органов чувств. Особенно можно выделить космическое воспитание, которое включает в себя первичное знакомство с астрономией, географией, биологией, физикой. В каком еще из детских садов познакомят ваших малышей с этими сложными науками? Дети, посещающие Монтессори-детсады имеют более высокий общеобразовательный уровень, более, чем другие, самостоятельны. Немаловажно, согласитесь, для будущих школьников.

Опыт работы по этой программе был обобщен и одобрен в Московском центре Монтессори, где прошли специализацию педагоги из рубцовского детсада №1. Сотрудники на свои скудные средства оборудовали игровые комнаты, музыкальный зал. Дидактический материал (штанги, кубики, таблички и так далее) изготовили своими силами. Приобретены учебные пособия по различным отраслям наук. Коллектив во главе с заведующей верит в успех начатого дела.

- Наш детский сад - один из многих, плата за содержание и обучение в нем детей обычная, - говорит Татьяна Николаевна, - до первого сентября мы рассчитываем закончить все подготовительные работы и набрать полноценную Монтессори-группу. Внедряя Монтессори-педагогику, надеемся заинтересовать родителей и привлечь как можно больше детей. Ведь все наши труды, в конечном итоге, направлены на то, чтобы воспитать ребенка приспособленным к жизни, интеллектуальным, порядочным. А то, что заложено в человеке с раннего возраста, останется с ним на всю жизнь.

Инна Маматова.

  Наверх страницы • Наверх страницы  

8. Страна непуганых детей.

У сына однокурсницы проблемы в детском саду. "Когда ему становится скучно на занятиях, - рассказывает она, - он просто укладывается на стульях и засыпает. Воспитательницы в шоке. Что же будет, когда он пойдет учиться?" "Это наш ребенок," - сказали мне в школе Монтессори после того, как я передала им историю о странном поведении ребенка. Потому что в Монтессори-педагогике каждый находит то, о чем мечтал в детстве.

Наши думающие учителя давным-давно начали догадываться, что в королевстве образования что-то неладно, если детям все меньше хочется учиться. Педагоги писали методики, изобретали новую форму подачи материала, но в глубине души, наверное, понимали, что по большому счету все это не альтернатива школярству и казарме. И вот несколько лет назад некоторые познакомились с педагогической системой Марии Монтессори. Она нашла большое число сторонников во всем мире, а у нас о ней до сих пор не знали понятно почему.

Гений педагогики XX века Мария Монтессори на протяжении всей жизни наблюдала за детьми. И поняла, что все, что они делают, - далеко не случайно. Не случайно, что ребенку нравится складывать кастрюли, переливать воду, возиться с тестом и горохом. Не случайно, что малыш вдруг останавливается посреди дороги и начинает прыгать на одной ножке. Не случайно, когда он требует, чтобы его горшок стоял строго в одном месте.

Мария Монтессори сделала вывод, что дети проходят определенные этапы развития. С двух до четырех лет - время порядка. Ребенок - страшный консерватор и требует точного исполнения всех церемоний. Если родители будут приучать малыша к тому, что каждая вещь знает свое место, это и останется с ним на всю жизнь. Но если время будет упущено, то сил и нервов тратить уже не стоит. Примерно с 3,5 до 4,5 лет детям нравится писать, а с 4,5 до 5,5 лет - читать. Поэтому имеет смысл обучать свое чадо именно в этой последовательности. Только до шести лет дети "впитывают" в себя запахи, цвета, звуки. Как покажут ему мир в этом возрасте, так и будет он слышать, видеть, обонять. К пяти-шести годам ребенок выходит из скорлупы собственного "Я" и превращается в активного исследователя мира и окружающих людей. У него развиваются способности к абстракции. К девяти годам дети начинают чувствовать себя учеными, им самим хочется объяснять мир и выдвигать свои собственные гипотезы.

Когда Мария Монтессори создавала свою педагогическую систему, то она все это постаралась учесть. В результате появились детские сады и школы.

Монтессори у нас

В России в начале века такое новаторство очень хорошо прижилось, у итальянского педагога оказалось много последователей. При советской власти все это сошло на нет. В последние годы опять появились детские сады (их уже около 70) ее имени. Со школами дело обстоит сложнее. У нас невозможно просто открыть школу или класс Монтессори, как это делается во всем мире. В России ее можно только вырастить. Дело в том, что вся наша система воспитания направлена на то, чтобы человек был удобным: "Он хороший мальчик, он слушается взрослых". И если дети (особенно после детских садов) оказываются в ситуации, когда им надо самим выбирать и решать, что и как делать, то это приводит их едва ли не к стрессовому состоянию.

Но все-таки и у нас на общем безрадостном образовательном поле появляются островки свободы. Открыто несколько школ для детей начальных классов, а в одном из московских районов ребята учатся до пятого класса. На примере этой школы я и попытаюсь объяснить, что такое школа Монтессори.

"Пчелы" и "муравьи"

Когда попадаешь сюда, то первое время абсолютно непонятно, что происходит. Учитель сидит в углу, его сразу и не заметишь. Некоторые ученики сосредоточенно пишут, кто-то возится на полу с фотографиями животных и периодически заглядывает в энциклопедию, у третьего на столике колбы, и он что-то сосредоточенно переливает. Потом "лаборант" ставит приборы на полочку и углубляется в чтение, а их тут же подхватывает пятилетняя пигалица. И такой круговорот - на протяжении трех часов. Трудятся, как пчелки или муравьи. Кстати, классы так и называются. "Пчелы" - ребята первого и второго года обучения (от 5 до 7,5 лет), "муравьи" - третьего и четвертого (от 7,5 до 10 лет).

Самое общедоступное место здесь - учительская. Рядом - библиотека, куда дети удаляются, если им надоедает заниматься и хочется просто почитать любимую книжку. Рядом с классом - "шумная комната", где в любой момент можно вволю поноситься и покричать. Шестилетки и семилетки так периодически и делают, ведь на этот возраст у них приходится пик развития двигательных способностей и голосовых связок. А еще в классе лежат матрасик и подушечка. Устал, стало скучно - отдохни. Правда, ими почему-то никто не пользуется: ребятам некогда, они занимаются. Сами, без понуканий, как заведенные. Здесь учатся странные дети. Они радуются контрольным работам и огорчаются, что наступают каникулы.

"А если мой ребенок будет интересоваться только математикой и совсем не будет заниматься литературой?" - первое время волнуются родители. Педагоги терпеливо объясняют, что это невозможно по двум причинам. Во-первых, потому, что дети - страшные обезьянки. Им обязательно надо повторить то, что делает сосед. Во-вторых, материал построен так, что мимо не пройдешь, рано или поздно ребенок обязательно на него наткнется.

В традиционной школе могут быть великолепные преподаватели, прекрасно знающие свой предмет и любящие детей. Но они "дают материал", который ученики обязаны "усвоить". Другая позиция у учителя школы Монтессори. Он только следует за ребенком, который сам выбирает, что он хочет узнать и иногда просит помочь. По существу, это наиболее либеральный вариант университета. Потому что эта школа ориентируется на энциклопедические знания. Ребята сами выбирают, что, в какой последовательности и как изучать. Даже ошибки они исправляют самостоятельно. Когда учитель проверяет диктант или контрольную, то он ставит точки напротив строки, в которой ученик ошибся, и тот начинает думать, что он сделал не так.

В течение года ребята дважды проходят тесты, по которым можно судить, отвечают ли они российским образовательным стандартам. Ответ для скептиков: "Отвечают".

Материал

Материалом в Монтессори-педагогике называют то, что можно потрогать руками, поэкспериментировать. В детском саду его очень много, в школе - гораздо меньше. Чем старше ребенок, тем больше его привлекают абстракции - цифры, буквы, формулы. Все меньше ему нужно зрительное подтверждение словам. Дети от шести до девяти лет - исследователи-лаборанты. Как правило, они больше всех любят предмет по космическому воспитанию, в который включаются знания по астрономии, строению Земли, биологии, истории. Ребенок берет "коврик времени" и перед ним расстилается история человечества. Коврик длинный, на весь класс. Малыш сопит, то и дело открывает энциклопедию: а Тутанхамон - это кто? А почему пирамиды Хеопса так называются?

Елена Литвяк, преподаватель школы Монтессори: "Ребенок воспринимает мир как единое целое. Он не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыт по физике, а про звезды расскажут в 11-м классе. В один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда в большинстве случаев малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля".

Детей очень интересует язык - из чего он состоит, почему мы пишем не так, как говорим. В школе Монтессори развивается интуитивная грамотность. Сначала ребенок читает правило. Например, "жи-ши пиши через букву И". Потом он берет материал - таблички, на которых написано по два предложения, и одно из них - неправильно. Малышу предстоит выбрать, в каком, на его взгляд, допущена ошибка, и закрыть это место прищепкой. С другой стороны таблички - кружок. Если попал на него, значит, выбор верный.

К девяти годам дети из лаборантов-исследователей превращаются в ученых. Им уже мало просто изучать мир и ставить эксперименты. Они начинают выдвигать гипотезы. "Чем докажешь?" - одно из самых распространенных выражений у ребят этого возраста. Для учителя сейчас важно дать возможность выговориться, организовать дискуссию, выдвинуть официальные версии, с которыми можно согласиться или нет.

"Круг"

В основном "дети Монтессори" познают мир самостоятельно. Но каждое утро на 15-20 минут все собираются вместе. Вначале, как правило, звучит негромкая музыка. Детям нравится, когда учителя сами играют на каких-нибудь инструментах - гитаре, флейте, скрипке. А потом начинается общий разговор или обсуждение. Вот как можно рассказать, например, что такое полезные ископаемые. По кругу передается каменный уголь. Затем его кладут в чашу в центре и засыпают землей. Учитель показывает на маленьком ручном буре, как он работает, как бурит дырку в земле. Потом то же самое делает каждый ребенок.

Так как в школе Монтессори признается, что ребенок - личность, индивидуальность, то ему и решать, каким ему быть. Здесь дети сами себя воспитывают. Тем более что все это совпадает с возрастными изменениями. После детсадовского периода, когда по-настоящему интересной персоной было только собственное "Я", наступает время, когда просыпается интерес к окружающему миру. Ребенку уже важно понять, как строятся отношения между людьми, какое место он занимает среди сверстников и взрослых. Это время, когда можно поставить рефлексивное сознание. Почему я поступил так, а не иначе, почему это не понравилось остальным? Нужно дать возможность ребенку выразить себя, рассказать о своих переживаниях.

А еще каждый ученик ведет лист достижений. На одном из них написано: "Я никогда не кричу на ребят и не оскорбляю их", "Я сразу бегу на помощь", "Я могу придумать интересное общее дело". Если малыш считает, что он уже достиг каких-то успехов, то он заявляет об этом на "круге". После обсуждения ребята решают, так ли это на самом деле. Только в случае, если все согласились с заявкой претендента, на личном листе достижений делается отметка: ступень взята.

Бывают ли в школе Монтессори трудные дети?

Бывают. Восьмилетний Антон ни секунды не сидит спокойно, задирается, мешает, случаются и драки. (Правда, при этом сам прекрасно справляется с любой работой.) Трудно что-либо сделать, если ребенок копирует отца, который ведет себя, как жесткий лидер в семье. Уже многим понятно, что вопрос "Куда смотрит школа?" в большинстве случаев уместнее перефразировать: куда смотрит семья? Эта школа смотрит и все понимает, и здесь другие взаимоотношения между людьми, и малыши обожают старших, и те относятся к ним нежно и стараются опекать. И многих учителей называют просто по именам и подражают им даже в мелочах... Но и такая школа не заменит семью, а возможно, только подкорректирует то, что там закладывается.

Тот, кто знакомится с системой Монтессори, невольно меняется сам. Дети чувствуют себя на равных со взрослыми, учителя начинают испытывать дискомфорт в обычных школах: они привыкают к самостоятельным ученикам, и им трудно с теми, кто смотрит им в рот и ждет указаний. Родители - самое сложное звено в этой цепочке. Они так привыкли поучать, руководить. Поэтому, когда они говорят, что хотят отдать детей в эту необычную школу, то их спрашивают: вы хотите воспитать свободную личность или послушного ребенка? Ответ не так однозначен. У самостоятельной личности всегда будет свое мнение, и она поступает так, как считает нужным. Хотя, с другой стороны, тот, кто вырос в среде, в которой все считаются с его мнением и за это не надо бороться, как правило, сам уважает и ценит окружающих людей.

Елена Хилтунен, научный консультант школы Монтессори: "Я никогда не ходила на родительские собрания в школу к своим детям. Когда однажды мне позвонила завуч и попросила прийти, потому что мой сын курил, я ответила, что это его личное дело. Можно объяснить, что курить - вредно, но выводы он сделает сам".

А что потом?

Многие родители, когда отдают своих отпрысков в детский сад, рассуждают так: "Все равно им придется столкнуться с суровой реальностью. Пусть учатся выживать в нашем жестоком мире. А то в школе им совсем туго придется". Странная логика. В детстве ребенка стараются кормить самыми лучшими, свежими продуктами, чтобы рос здоровым и сильным, а воспитывать отдают часто в довольно уродливую среду. Ребенок выстоит - хорошо, "размажут" его личность по стенке - сам виноват, слабаком на свет уродился. На самом деле, чем дольше малыш находится в нормальном мире, тем лучше. У него появляется больше шансов остаться уверенным в себе человеком.

В нынешнем году у этой школы четыре выпускника. Они пойдут учиться в традиционные школы. Поэтому учителя решили проверить, как будут чувствовать себя их воспитанники совсем в другой образовательной среде. Для этого их отправили сначала на неделю в школу самоопределения, а потом - в гимназию, в которой требования настолько жесткие, что учеников отчисляют за неуспеваемость. По наблюдениям взрослых, дети вполне адаптировались в течение 2-3 дней, они прекрасно отвечали, легко нашли со всеми общий язык. Катя: "Мне не понравилось, что у нас было только четыре урока и мы учились очень мало". Юра: "А мне все время было скучно, потому что я только сидел и слушал".

Учителя школы Монтессори довольно спокойны за своих питомцев, потому что, с одной стороны, в старших классах уже больше самостоятельной работы, а значит, ребята не растеряют тех навыков, которые получили. С другой стороны, в Москве уже можно выбрать школу, в которой даже к необычной личности будут относиться уважительно.

Татьяна Яковлева-Устинова.

  Наверх страницы • Наверх страницы