Это система свободного воспитания. Но сразу стоит оговориться, потому что традиционно под свободой понимают анархию. А свобода это другое. Это то, что Мария Монтессори называла "свобода в дисциплине". Где же сходятся, казалось бы, две противоположности: свобода и дисциплина? Основные периоды особого интереса к чему-либо у ребенка проходят до шести лет. Период особого интереса к порядку и постоянству длится от о до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания в среднем около 2-2,5 лет.
Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. М. Монтессори говорит: "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром". У ребенка изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок.
Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом.
Происходит это обычным путем, в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок будет развит на столько, на сколько была упорядочена его окружающая среда в возрасте от 0 до 3-х лет. Ребенку необходим порядок в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.
Необходимо реализовать окружающую его среду (предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте на специальных полках. Создается своеобразная "подготовленная среда" (аналогично той, которая создана в нашем центре).
Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте (даже если вечером они были разбросаны). В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому и помочь ему в этом могут родители, поддерживая порядок вокруг него. Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам. Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. Необходимо, чтобы режим дня устраивал всех и ребенка и родителей. Индивидуальный режим ребенка необходимо поддерживать на втором и третьем годе жизни. Собственный ритм дня это "внутренние часы" великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Для ребенка от 0 до 3-х наиболее важно прочувствовать порядок в поведении взрослых по отношению к нему. Сложившийся у него к трем годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Поэтому система Монтессори еще и оздоровительная. Если мы успеем в этот период дать возможность ребенку реализовать его потребности в порядке, то у него на всю жизнь останется желание организовать свою деятельность, достичь цели, найти путь к этой цели.
Основное правило в группе "Вместе с мамой" - свобода ребенка! Приходя в класс, он сам выбирает вид деятельности (дидактические материалы, рисование, книжки, игры с водой и т.д.), выбирает время, место, партнера. Вот свобода выбора. Но она не абсолютна. Ребенок знает, что существуют ограничения и правила, которые он очень быстро усваивает.
Большинство родителей хотят реализовать в ребенке свои нереализованные мечты. А ребенок индивидуален. И тот выбор, который он делает, не случаен. Он соответствует той программе саморазвития, которая в нем заложена от рождения. Ничего не надо навязывать ребенку, надо лишь наблюдать и помогать раскрыться тем талантам и наклонностям, которые заложены природой. Отсюда и девиз системы Монтессори - Помоги мне это сделать самому!